Таможенный союз: бизнес ищет, где лучше
Торгово-промышленные Ведомости
После того как Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России заработал в полную силу, стал заметен один неприятный процесс: российские предприниматели все чаще стали регистрировать свои предприятия в Казахстане. Оказалось, что в этой бывшей республике СССР бизнес чувствует себя лучше. Дело касается не только производства. Предпринимателям удобнее использовать казахстанскую таможню для ввоза оборудования и товаров на совместную таможенную территорию трех стран. Но вместе с предпринимателями в Казахстан стали перемещаться и рабочие места, и налоги.
Ключевое слово, определяющее ситуацию, – «бизнес», считает глава таможенного холдинга компании «ТАРГО групп», привлеченный эксперт ТПП РФ Татьяна Круглова. Бизнес идет туда, где его лучше принимают и где он может эффективнее работать. А в Казахстане выгоднее, чем у нас, уверена она.
Внутренние налоги в Казахстане в основном ниже российских, к тому же они лучше администрируются. Так, НДС – 12% против 18% в России, а скорость его возврата выше. А это стимул, воздействующий на развитие производства. Налог на прибыль тоже не в пользу России: 20% у них против 24% у нас. Страховые взносы бизнеса в России тоже заметно выше.
Поэтому все больше российских предпринимателей решаются на перенос производства в Казахстан. В этой стране вполне успешно реализуется государственная программа «Дорожная карта бизнеса – 2020». Суть ее в том, что руководители бизнеса получают многие сервисные услуги бесплатно. Так, за счет государства можно привлечь экспертов для получения консультаций. Об этом российские компании могут только мечтать.
Наконец, там легче проходить таможню. Таможенные правила у нас сходные, так как мы все входим в Таможенный союз. А вот практика их применения – разная. В России, например, таможня нередко сама устанавливает таможенную стоимость товаров, игнорируя то, что указывается в контракте продавцом и покупателем. Это одна из главных проблем для импортеров. Нередко таможня требует также изменить классификационный кода товара по ТН ВЭД и скорректировать его таможенную стоимость. Платить приходится больше, но импортер идет на это, лишь бы не потерять время, а потом пытается вернуть переплату через суд.
Таможня вроде бы старается получить для бюджета больше денег. Но это слабое утешение импортеру, для которого таможенные процедуры нередко становятся весьма мучительными.
А в Казахстане законы соблюдаются жестче, упомянутая выше самодеятельность не приветствуется. Казахская таможня более ориентирована на гармонизацию и упрощение таможенных процедур, как того и требует Киотская конвенция, подписанная, кстати, и Россией. В соответствии с ней таможенные службы должны устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли, развивать сотрудничество, содействовать их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы. Все это должно обязательно соответствовать национальному законодательству и международным договорам.
В конечно итоге, как показывает практика, именно такой путь оказывается более выгодным для страны. В Казахстане, похоже, это осознали раньше, поэтому вполне закономерно вырываются вперед, считает Татьяна Круглова. Глава Казахстана Назарбаев в прошлом году четко определил одну из важнейших целей страны: обеспечить к 2016 году становление республики как мирового торгово-логистического и делового узла. И к этой цели республика идет с упорством и постоянством, достойными уважения.
В Казахстане также умело используют недочеты и просчеты партнеров в налогообложении. Из союза они выжимают максимум пользы. Например, у Казахстана есть граница с Китаем, и многие российские бизнесмены предпочитают быстро и без неожиданностей ввозить через нее товары, предназначенные для России. С точки зрения бизнеса, все абсолютно правильно. Конкуренция есть конкуренция: почивая на лаврах, можно проспать утро.
Поэтому, считает Татьяна Круглова, вопрос гармонизации налогового законодательства в рамках Таможенного союза весьма актуален. Эта актуальность сохраняется и в рамках Единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана. Понятно, что в ходе становления единого рынка товаров, рабочей силы и капиталов в рамках ЕЭП появятся и равные условия для бизнеса. На все это нужно время, а пока ситуация такова, как есть.
Но даже когда правила игры будут равными, выиграть сможет тот, кто окажется более интересным для бизнеса, сумеет соблюсти и букву, и дух закона.
Пока у казахских властей это получается лучше.
Вера Микулина,
ТПП-Информ