Таможня успокоила участников ВЭД
ФК-НОВОСТИ
МОСКВА, 30 марта. /Корр. "ФК-Новости" Александр Бондарь
Седьмого декабря 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 409 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с позицией законодателя, данный закон был принят с целью внесения технических изменений в законодательство России для приведения его в соответствие с законодательством Таможенного союза. Однако, при внимательном изучении изменений, внесенных указанным законом в КоАП РФ, очевидно, что они носят далеко не технический характер.
Об этом - комментарий юриста-эксперта таможенного холдинга "Группа ТАРГО" Николая Зарубина:
"Большой резонанс среди участников внешнеэкономической деятельности вызвала новая редакция ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за недостоверное декларирование товаров. В данную статью был внесен перечень сведений, подлежащих предоставлению декларантом в таможенный орган; в случае их недостоверности образуется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
К таким сведениям новая редакция КоАП РФ относит данные о наименовании, описании, классификационном коде по ТН ВЭД ТС, о стране происхождения, и о таможенной стоимости товаров.
Таким образом, при буквальном толковании данной нормы таможенный орган может прийти к выводу о наличии события административного правонарушения, например, в случае заявления недостоверных сведений о классификационном коде товара. Вред подобной трактовки указанной правовой нормы для эффективного ведения внешнеэкономической деятельности сложно недооценивать.
В данном случае у таможенного органа появляется возможность привлечь к административной ответственности участника ВЭД за неправильное указание классификационного кода, даже если в графе 31 ДТ (декларации на товары) было указано верное описание товара.
Вместе с тем, процесс классификации товаров для таможенных целей очень сложен, требует участия в нем специалистов высокой квалификации и детальной информации о товарах. При этом таможенному органу предоставлено право в случае, если, по его мнению, декларант указал классификационный код товара неверно, самостоятельно определить его.
При буквальной трактовке новой редакции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ таможенный орган может принять решение о возбуждении в отношении декларанта дела об административном правонарушении, если при указании классификационного кода была допущена техническая ошибка или код товара был неправильно определен ввиду недостатка у декларанта информации, а также, если таможенный орган по каким-либо основаниям считает, что код товара был определен неверно.
Обжаловать решения таможенного органа об изменении классификационного кода товара, а также о возбуждении дела об административном правонарушении декларанту придется уже в суде, при этом он будет нести финансовые и временные потери, связанные с административным производством (например, вследствие ареста или изъятия товаров).
Аналогичная ситуация и с таможенной стоимостью товаров; неверное указание в декларации таможенной стоимости, даже при предоставлении таможенному органу верных сведений о самих товарах и факторах, повлиявших на формирование таможенной стоимости, при буквальном толковании правовой нормы ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ может привести к возбуждению в отношении декларанта дела об административном правонарушении.
Закономерно, что подобная редакция ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ вызвала негативную реакцию в сообществе участников ВЭД, которая усилилась еще больше после того, как на Мамонтовском таможенному посту Московской областной таможни были возбуждены дела об административных правонарушениях, в отношении декларанта, заявившего недостоверный код товара при правильно заполненной 31 графе ДТ.
Приятной неожиданностью для участников ВЭД стало издание Управлением таможенных расследований и дознания ФТС России Письма ФТС России "О привлечении лиц к ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ" № 18-12/04655 от 01.02.2012 г.
В данном письме указано, что при принятии решений о возбуждении дел об административных правонарушениях, связанных с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде либо о таможенной стоимости, таможенный орган должен руководствоваться следующим: само по себе заявление неверных сведений о классификационном коде по ЕТН ВЭД ТС либо о таможенной стоимости товаров не образует события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России, если это не сопряжено с указанием недостоверных сведений о товарах или сведений, на основании которых определена таможенная стоимость, либо представлением недействительных документов.
Подобное толкование спорных вопросов законодательства в пользу участников внешнеэкономической деятельности в целом нехарактерно для таможенных органов.
В связи с этим вышеуказанное письмо ФТС России представляет собой нетипичный, но позитивный пример внимания таможенных органов к нуждам и проблемам участников ВЭД".