Александр Завалишин: О запрете на ввоз товаров ЕС и ряда других стран на территорию России.

О применении отдельных специальных экономических мер для обеспечения безопасности России.

На вопросы о сложившейся ситуации  отвечает привлеченный эксперт ТПП РФ, заместитель генерального директора  таможенного холдинга «Группа ТАРГО» АЛЕКСАНДР ЗАВАЛИШИН.

Прошло чуть более месяца со дня, когда Россия ввела ограничения на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали мясо крупного рогатого скота, мясо домашней птицы, свинина, мясо соленое, сушеное или копченое, рыба, моллюски и ракообразные, а также молоко и молочная продукция, сыров, творога на основе растительных жиров, колбасы, продуктов из мяса, овощей, фруктов, орехов и корнеплодов.

 

Запрет ввели и цены на товары выросли, что скажете?

А вы думаете, что если бы не введение санкций, то и цены бы не выросли? Давайте мыслить глобально: цены растут, прежде всего из-за постоянного давления, которое оказывают США не только на нашу страну, но и на Германию, Францию, которые являются движущей экономической силой Европы. И ведь дело даже не в том, что Крым теперь находится под юрисдикцией России. И даже не в том, что США вдруг так озаботились о «демократических» ценностях в «незалежной» Украине. Да им там дела нет до Украины никакого, как впрочем и до Европы. Дело в том, что Америке выгодно погружать европейский рынок в состояние хаоса. И прежде всего энергетического. Стране с таким государственным долгом весьма выгодно сделать европейские товары неконкурентоспособными по отношению к американским товарам. Это у нас сейчас цены выросли, а европейцы товар произведённый реализовать не могут, скидывают его по ценам ниже себестоимости. Что это значит? Правильно – в следующем году Европа столько производить уже не будет, рабочих мест станет меньше, безработица возрастёт, инфляция вырастет.

 

В прессе появились сведения, что европейский товар из списка запрещённых,  всё-таки попадает на российскую территорию?

Всё-таки необходимо разбираться в каждом конкретном случае отдельно. Как бы изворотливы не были отдельные «спецы» в области логистики и ВЭД, масштабного ввоза на нашу территорию запрещённой продукции не произойдёт. По отдельным позициям может произойти ввоз продукции, как отмечалось, к примеру, по молдавским яблокам и сливам через Беларусь. Российские фермеры жалуются, что их товар не востребован в сетевых магазинах – на прилавках лежат польские яблоки. А вот для таких случаев очень чётко должны работать правоохранительные органы. Выявлен случай подмены – на первый раз предупреждение владельцу и солидный штраф. Второй случай – отзыв лицензии на право торговли. Не будет точек сбыта – не будет и желания ввезти товар. Ведь главное – это не ввоз, а возможность реализации. А если говорить о возрастании ввоза на территорию Республики Беларусь норвежского лосося или польского молока, то извините, есть критерии достаточности переработки товара, и если после такой переработки товар приобретает иной код ТН ВЭД ТС, то и под санкции он не попадает.

 

Бизнес и политика: какая из составляющих является определяющей в разрастающемся конфликте?

Европейский бизнес крайне недоволен принятием санкций в отношении России, что и понятно. Россия рассматривается представителями евробизнеса как очень интересная площадка для инвестиций. И всё это губится на корню в угоду амбициям даже не европейским политикам. Как сейчас принято говорить – в «вашингтонском обкоме» есть мнение наказать Россию за счёт Европы. Нет проблем: Россия повернётся лицом к Азии.

Дата: 
22 Сентябрь 2014