Дмитрий Савченко: К вопросу о включении лизинговых платежей в таможенную стоимость товаров.

Комментарии к обзору судебной практики по делам об оспаривании решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров.

На текущий день, правоприменительная практика таможенных органов и арбитражных судов не сформировала единого подхода к вопросу формирования таможенной стоимости при поставках оборудования в лизинг, в том числе обоснованности включения лизинговых платежей в таможенную стоимость ввозимого товара.

Данная проблема породила значительное количество таможенных споров, касающихся определения  лизинговых платежей.

30 июня 2016 года на официальном сайте ФТС России http://www.customs.ru опубликован «Обзор судебной практики по делам об оспаривании решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза по договору финансовой аренды (лизинга)».

Как отмечается в Обзоре, во исполнение лизинговых контрактов с правом выкупа участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), таможенная стоимость таких товаров определяется и заявляется участниками ВЭД по резервному (шестому) методу на базе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее - первый метод).

В качестве основы для определения таможенной стоимости участниками ВЭД используется базовая цена объекта лизинга, установленная договором лизинга, с включением в структуру таможенной стоимости транспортных расходов, связанных с их международной перевозкой, но без учета лизинговых платежей.

Принимая решения о корректировке заявленной участниками ВЭД таможенной стоимости товаров, таможенные органы исходят из необходимости включения в структуру таможенной стоимости товаров фактических сумм платежей, уплаченных по договору лизинга. Таможенные органы исходят из того, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (п. 2 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», далее - Соглашение). Учитывая данные обстоятельства, в случае завершения таможенной процедуры временного ввоза путем помещения товаров (транспортных средств) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после перехода права собственности от лизингодателя к лизингополучателю, таможенные органы принимают решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров с включением лизинговых платежей, в том числе лизингового процента, в структуру таможенной стоимости товаров.

Между тем, необходимо отметить, что данная позиция таможенных органов не в полной мере учитывает сложную правовую природу лизинга как финансовой аренды. В соответствии с правовой конструкцией лизинга, лизингополучатель не является собственником товара. Лизинговый платеж в общем виде выступает платой за услугу по финансовой аренде, предоставляемую лизингодателем лизингополучателю, а не ценой, уплачиваемой арендатором за определенное договором имущество при его продаже. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. То есть, лизинговый платеж может представлять собой частично плату за пользование имуществом, в остальной части он содержит погашение стоимости товара для перехода права собственности.

В этой связи, проблемным является вопрос об определении таможенной стоимости выкупной цены, в случаях, когда, в соответствии с условиями договорами лизинга предусмотрено передача товара в собственность лизингополучателю после окончания договора лизинга. Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в Определении ВС РФ от 3 марта 2016 года № 305-ЭС15-14109, лизинговые платежи включают в себя вознаграждение за услуги лизинговой компании, в том числе оплату услуги по предоставлению финансирования (лизинговый процент), стоимость которой не относится к цене предмета лизинга как товара, подвергаемого оценке в связи с его ввозом на таможенную территорию.

Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» обращается внимание на то, что применительно к данным положениям статьи 5 Соглашения в случае ввоза товара на основании договора выкупного лизинга его таможенной стоимостью не может признаваться общая сумма лизинговых платежей, включающая в себя возмещение затрат лизинговой компании, не относящихся к стоимости предмета лизинга как товара, подвергаемого таможенной оценке.

Таким образом, в зависимости от конкретных условий внешнеэкономической лизинговой сделки, предусматривающей ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товаров, лизинговый платеж (платежи) не должен включаться в таможенную стоимость товаров, в случае когда лизинговый платеж представляет собой сумму оплат услуг по предоставлению финансирования, которая не относится к цене предмета лизинга как товара.

Для обеспечения принятия заявленной декларантами таможенной стоимости товаров, поставляемых по договорам лизинга, необходимо указывать стоимость предмета сделки в лизинговых договорах, а также раскрывать структуру лизингового платежа для возможности выделить в его сумме платежей, не относящихся к стоимости товара.

Савченко Дмитрий,

юрист таможенного холдинга "Группа ТАРГО".

Дата: 
3 Октябрь 2016