Дмитрий Савченко: Практика применения таможней Указа Президента РФ №560 от 6 августа 2014 года.

О некоторых вопросах судебной практики при рассмотрении споров, связанных с применением таможенными органами Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".

Запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, установленный Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 и постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер" породил большое количество судебных споров, связанных с его применением.

Наиболее остро данная проблема стоит при международных перевозках товаров из «санкционного списка» в таможенной процедуре таможенного транзита, когда место начала международной перевозки и место ее окончания находятся за пределами территории Российской Федерации.

Сложившаяся судебная практика (например, Решение от 12 января 2016 года по делу № А52-3625/2015) традиционно исходила из наличия состава и события административного правонарушения в перевозке товаров из «санкционного списка» в таможенной процедуре таможенного транзита. Суды указывали, что государства - члены Таможенного союза могут в одностороннем порядке вводить меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера, в том числе запрет на ввоз товаров, если они направлены на обеспечение обороны и безопасности (статьи 6 и 8 Соглашения от 9 июня 2009 года). Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 и постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер" изданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Однако, в настоящее время появляются предпосылки изменения сложившейся практики.

Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2016 года по делу №А56-88594/2015, как следует из материалов дела, Общество, являясь перевозчиком, 13.03.2015г. по прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в целях помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита представило в Таможню товаросопроводительные документы, согласно которым от грузоотправителя (Финляндия) в адрес грузополучателя (Грузия (Абхазия), Сухуми) перемещался товар - картофель, код ТН ВЭД ЕАЭС - 070190900.

Разрешая дело, суд отметил, что на территорию Российской Федерации товар был ввезен не с целью выпуска его в обращение на данной территории, а с целью помещения под территорию таможенного транзита для дальнейшего ввоза на территорию Грузии. По смыслу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 запреты и ограничения адресованы органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации. Перевозка товара – картофеля в рассматриваемом случае осуществлялась между двумя иностранными государствами – Финляндией и Грузией, а следовательно, на данную перевозку действие Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 не распространяется.

По мысли суда, если Российская Федерация вводит какие-либо ограничения, то они могут применяться только к импорту, но никак не к таможенному транзиту. Данный вывод также следует и из части 4 статьи 3 ТК ТС, где установлено, что при перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения. Что касается национального законодательства, то в этой части анализируемой статьи они применяются в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, несоблюдение правовых норм национального законодательства - Указа Президента РФ от 6 августа 2014 года № 560, Постановления Правительства РФ от 7 августа 2014 года № 778 "О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 и от 24 июня 2015 года № 320", направленных на защиту экономики и интересов Российской Федерации, не могут вводить ограничения на внешнеэкономическую деятельность для третьих лиц, которые не относятся к государствам, против которых направлены санкции Российской Федерации, а следовательно, не распространяются на ввоз товаров на территорию Российской Федерации в режиме таможенного транзита.

Рассматриваемое Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда предлагает новый подход к пониманию предмета регулирования и пределов действия Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 и, по нашему мнению, в большей степени учитывает сущность таможенного транзита как правового режима и полностью соответствует таможенному законодательству Евразийского Экономического союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

Савченко Дмитрий,

юрист таможенного холдинга "Группа ТАРГО".

Дата: 
23 Ноябрь 2016