Скованные одной цепью

МОСКВА, 30 мая. "ФК-Новости". О солидарной обязанности декларанта и таможенного представителя рассказывает юрист-эксперт таможенного холдинга "Группа Тарго" Николай Зарубин.

Как известно, таможенное законодательство предусматривает солидарную обязанность декларанта и таможенного представителя по уплате таможенных платежей.

В соответствии с п. 4 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее – Закон о таможенном регулировании) при солидарной обязанности по уплате таможенных платежей требования об уплате таможенных платежей выставляются декларанту и таможенному представителю одновременно.

На практике возникают ситуации, когда таможенный орган предъявляет таможенному представителю требование об уплате таможенных платежей в случае, если необходимость уплаты таможенных пошлин, налогов возникла после выпуска товара.

Например, в случае условного выпуска товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал организации, обязанность по уплате таможенных пошлин действует в течение 5 лет с момента ввоза данных товаров, то есть на срок действия ограничений по пользованию и распоряжению ими. При этом декларанту предоставляется льгота по уплате таможенных пошлин при условии соблюдения вышеуказанных ограничений.

Очевидно, что данная ситуация не может не вызывать беспокойства таможенных представителей, участвующих в крупных инвестиционных проектах по ввозу товара в качестве вклада в уставный капитал организации.

В ходе осуществления подобных инвестиционных проектов не исключена ситуация, когда декларант нарушил взятые на себя обязательства по соблюдению запретов и ограничений, а требование об уплате платежей таможня может направить представителю, который не имеет отношения к указанным нарушениям и не может влиять на соблюдение декларантом требований законодательства Российской Федерации в течение пяти лет со дня выпуска товаров.

Или вот еще пример. Ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными в качестве вклада в уставный капитал организации и выпущенными таможенными органами условно, включают, в том числе и запрет на отчуждение таких товаров. Предположим, что в отношении организации-декларанта после того, как товары были условно выпущены, возбуждена процедура банкротства; в данном случае, товары, ввезенные в уставный капитал организации, могут быть отчуждены и, соответственно, таможенный орган потребует уплаты таможенных пошлин в полном объеме. При этом, как уже было указано, таможенные органы в отдельных случаях предъявляют такое требование и таможенному представителю. В случае, если таможенный представитель не выполнит такое требование в течение 20 календарных дней с момента его получения, на основании ст. 154, 155 Закона о таможенном регулировании возможно обращение взыскания на обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, которое вносится таможенным представителем при получении своего статуса, или списание в бесспорном порядке необходимой суммы со счетов таможенного представителя в банке.

Взыскание с таможенного представителя таможенных платежей, необходимость в уплате которых возникла в результате обстоятельств, за которые представитель не несет ответственности, представляется не логичным и может создать представителю существенные препятствия в осуществлении его деятельности.

Однако, если разобраться, то становится ясно, что в соответствии с п. 6 ст. 60 Закона о таможенном регулировании солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей таможенный представитель несет только при декларировании товаров и (или) их выпуске. Таким образом, при полном прочтении нормы закона, устанавливающей для таможенного представителя солидарную ответственность с декларантом, становится очевидным, что требование таможенного органа об уплате таможенных платежей, предъявленное таможенному представителю после выпуска товара, будет незаконно.

 

Дата: 
30 Май 2012