Тормозящий эффект - 2 или как таможенное законодательство мешает модернизации промышленности
Российское законодательство предусматривает возможность ввоза товара в разобранном виде с указанием одного кода ТН ВЭД ТС (ст. 107, 215 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" № 311 - ФЗ от 27.11.2010 г. (далее - Закон о таможенном регулировании), однако запрещает отчуждение ввезенных компонентов до выпуска таможенным органом итоговой декларации (ст. 222 Закона о таможенном регулировании).
В предыдущей статье (см. публикацию от 28.06.2012: "Тормозящий эффект Таможенного законодательства") юрист-эксперт таможенного холдинга "Группа Тарго" Николай Зарубин рассказывал о финансовом и временном ущербе для участника ВЭД, создаваемом данным запретом, в случае, если возникает необходимость вернуть дефектный компонент товара поставщику до подачи итоговой таможенной декларации.
Сегодня Николай Зарубин говорит о негативных последствиях, предусмотренных законодательством за нарушение запрета на отчуждение компонентов товара до подачи итоговой таможенной декларации:
"Среди участников ВЭД широко распространено мнение, что отчуждение компонентов товара влечет за собой прекращение действия классификационного решения и (в соответствии с п. 12 ст. 215 Закона о таможенном регулировании) декларирование каждого компонента товара по отдельной таможенной декларации с классификацией по кодам ТН ВЭД ТС, применимым к данным компонентам, и, соответственно, уплатой таможенных платежей в соответствии со ставками, предусмотренными для данных компонентов.
Данное мнение является ошибочным. Пункт 12 ст. 107 Закона о таможенном регулировании содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия решения по классификации товара. К ним относятся:
- установление таможенным органом недостоверности сведений и подложности документов, предоставленных заявителем для получения классификационного решения;
- несоблюдение условия о подаче итоговой таможенной декларации до окончания срока действия классификационного решения;
- отказ заявителя в письменной форме от поставок товара.
Таким образом, нарушение запрета на отчуждение условно выпущенных товаров в данном списке отсутствует, из чего логически следует, что оно не является основанием для прекращения действия классификационного решения и не создает дополнительных обязанностей по уплате таможенных платежей.
Но нарушение данного запрета создает правовые основания для привлечения участника внешнеэкономической деятельности к ответственности по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за "пользование условно выпущенными товарами, передачу их во владение или в пользование, продажу условно выпущенных товаров либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений на пользование и распоряжение такими товарами".
Данная статья предусматривает достаточно серьезные санкции, которые при применении их к участнику ВЭД лишают его всех выгод, которые он мог бы получить от внешнеэкономической сделки.
Административное наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 16.20 КоАП, заключается в наложении административного штрафа (от одного до двукратного размера стоимости товаров) с конфискацией товаров или без таковой; может быть применена также конфискация без применения административного штрафа).
В предыдущей статье речь шла о том, какие негативные последствия вызывает для промышленности установленный ст. 222 Закона о таможенном регулировании запрет на передачу условно выпущенных товаров (декларант не может заменить дефектный компонент оборудования вплоть до момента ввоза всех компонентов товара. Это влечет за собой временные потери и ухудшение инвестиционной привлекательности РФ, а увеличение сроков монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования препятствуют быстрой модернизации промышленности, в которой нуждается экономика страны).
Существенные риски возникают также для самого декларанта как участника ВЭД, если он из-за производственной необходимости все же решится нарушить запрет. Как правило, процедура поставки товаров по классификационному решению используется при реализации крупных промышленных проектов, связанных с вложением больших средств в дорогостоящее технологическое оборудование. Конфискация такого оборудования из-за нарушения, особенно примененная в совокупности со штрафом в двукратном размере стоимости товара, может привести к катастрофическим последствиям для участника ВЭД и даже к уходу с рынка".