Владимир Мирошниченко: Миллион глубокой заморозки
Российская Газета
Недавно исполнился год, как в России образован институт уполномоченного экономического оператора (УЭО). Деятельность нового субъекта таможенных правоотношений регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза и отечественным ФЗ-311 о таможенном регулировании. Об этом в статье "Миллион глубокой заморозки" в "Российской Газете" рассказал Владимир Мирошниченко, руководитель юридического отдела таможенного холдинга "Группа ТАРГО".
Уполномоченный экономический оператор - это юридическое лицо, которое обязано отвечать определенным требованиям и имеет право на ряд специальных упрощений: на временное хранение товара в своих помещениях, на выпуск товаров до подачи таможенной декларации, на проведение операций, связанных с выпуском, на собственных площадях. Таким образом, отечественное законодательство подразумевает, что УЭО - это участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД), занимающийся именно - и только! - поставками товаров.
Но Россия стала недавно членом Всемирной торговой организации, и нам следует привести таможенное законодательство Таможенного союза в соответствие с международными правовыми нормами в данной сфере. А в примечании 1 к п. 2.3 Рамочных стандартов, принятых Всемирной таможенной организацией (WCO), под уполномоченным экономическим оператором понимается участник ВЭД, чья деятельность получила одобрение таможенной администрации как соответствующая нормам ВТО или стандартам обеспечения безопасности цепи поставки товаров; УЭО могут быть производители, импортеры, экспортеры, брокеры, перевозчики, консолидаторы, посредники, операторы портов, аэропортов, терминалов, интеграционные и складские операторы, дистрибьюторы.
То есть международные нормативные акты предусматривают присвоение статуса УЭО и, соответственно, прав на специальные упрощения не только экспортерам и импортерам товаров, как это принято у нас, но также широкому кругу лиц, участвующих в перемещении товара через таможенную границу.
Таковым является и таможенный представитель, то есть юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта таможенные операции. Законодательство гласит, что для включения в реестр таможенных представителей нужно исполнить ряд условий. Среди них - обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, и отсутствие фактов неоднократного (два и более раз) привлечения к административной ответственности за определенные законодательством виды административных правонарушений.
Однако условие о необходимости внесения обеспечения является довольно обременительным для таможенного представителя, поскольку вынуждает его замораживать на счетах федерального казначейства значительную сумму денежных средств либо оплачивать услуги банка по предоставлению банковской гарантии.
Условие же об исключении из реестра в случае совершения административного правонарушения независимо от его тяжести (бывало, что представитель, имея в "загашнике" 1 миллион евро обеспечения, лишался статуса из-за недоплаты пары сотен рублей налогов из-за нелепой оплошности или не вовремя сообщенных изменениях в документах) приводит к уязвимости таможенного представителя и нестабильности его деятельности. А ведь всем известно, что именно уверенность в завтрашнем дне стимулирует компанию работать в строгом соответствии с законодательством, не стремясь к сиюминутным прибылям, а обеспечивая себе достойную репутацию для улучшения перспектив развития.
В связи с этим возникает вопрос: не следовало ли пойти на предоставление определенной категории таможенных представителей более льготных условий - так, как это уже сделано в отношении уполномоченных экономических операторов?
Возможно, есть смысл освободить часть таможенных представителей от обязанности внесения обеспечения (в истории российского таможенного дела еще не было случая, когда бы обеспечение, лежащее мертвым грузом, использовалось для возмещения задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов). Нецелесообразно также лишать таможенного представителя его прав в случае совершения незначительных правонарушений с малой степенью общественной опасности. На наш взгляд, для определенной категории таможенных представителей следует ввести обязательность исключения из реестра лишь в случае совершения административных правонарушений, повлекших за собой причинение серьезного материального ущерба государству.
Критериями для выделения уполномоченных экономических операторов среди таможенных представителей могут быть, прежде всего, их репутация и предшествующий опыт работы.
Перед принятием нормативного правового акта, закрепляющего введение упрощений для соответствующей группы таможенных представителей, необходимо, прежде всего, с участием представителей, государственных органов и деловых кругов выработать соответствующие критерии. Какие? Полагаем, прежде всего - репутация таможенного представителя, отсутствие серьезных нарушений таможенного законодательства, продолжительность работы в данной сфере и т. п. Смягчение требований хотя бы к тем таможенным представителям, которые давно работают на рынке таможенных услуг и имеют положительную репутацию, обязательно повысит стабильность таможенной сферы.