Дмитрий Савченко: О практике применения таможенной льготы по освобождению от уплаты таможенных платежей при ввозе товара иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал российского юридического лица.

Портал "Группа ТАРГО"

Начиная с 1996 года значительное количество организаций с иностранными инвестициями использовало льготу, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года № 883, а именно льготу по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями. В то же время, после ввоза товара в качестве вклада в уставный капитал в силу различных обстоятельств, указанные предприятия передавали ввезенные товары третьим лицам (для ремонта, на хранение, в пользование и т.д. и т.п.).

После образования Таможенного союза в рамках Евразийского экономическом сообществе (ЕврАзЭС), и в ходе совершенствования правового регулирования таможенных правоотношений, решением Комиссии Таможенного союза № 728 от 15 июля 2011 года (далее - решение КТС № 728) был утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Пунктом 4 указанного решения КТС № 728 предусмотрено, что товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

В случае, если порядок и условия освобождения таких товаров от уплаты таможенных пошлин не установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, тарифная льгота предоставляется в отношении товаров (за исключением подакцизных), относящихся к основным производственным фондам при представлении в таможенный орган учредительного договора и (или) устава с указанием размера, состава, сроков и порядка внесения вкладов в уставной (складочный) капитал (фонд).

В случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Таким образом, указанным решением КТС № 728 впервые определены случаи, влекущие прекращение действия льготы и наступление обязанности по уплате таможенных пошлин в отношении ввезенных товаров.

В связи с установлением случаев, влекущих прекращение действия льготы, в практической деятельности таможенных органов и предприятий, использовавших данную льтоту, возник вопрос об обратной силе решения КТС № 728, а именно о сохранении льготы в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал и переданных, до вступления решения КТС № 728 в силу, третьим лицам.

Таможенные органы исходили из того, что сам факт передачи третьим лицам, товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, независимо от цели такой передачи, например, для ремонта или на хранение, влечет безусловное прекращение действия льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС. В связи с прекращением действия  льготы, таможенные органы стали принимать решения о взыскании сумм таможенных платежей и пеней.

Такие решения в массовом порядке стали обжаловаться предприятиями в арбитражных судах.

Первоначальная судебная практика складывалась довольно противоречиво. Нередко решения судов первой инстанций, принятые в пользу предприятий и мотивированные тем, что таможня неправомерно применила пункт 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 15.07.2011г. № 728, поскольку он ухудшает положение общества в отношении товара, ввезенного в качестве уставного капитала до 18.08.2011г., впоследствии отменялись вышестоящими судебными инстанциями в связи с тем, что при передаче товара третьим лицам в нарушение ограничений по пользованию и распоряжению, действие тарифной льготы в отношении данного товара не сохраняется и подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, НДС и пени  (например, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2013г. по делу № А53-8080/2013, Постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013г.).

Данная ситуация не могла не привлечь внимание органов Евразийского экономического сообщества. В частности, указанный вопрос рассмотрен Судом Евразийского экономического сообщества в решении от 01.11.2013г.

Правовая позиция, изложенная в данном Решении заключалась в следующем. Признавая приоритет ТК ТС над иными актами Таможенного союза и одновременно анализируя вопросы иерархии источников таможенного права Таможенного союза, Суд полагает, что вследствие специфики источников международного права как договорные правовые нормы вне зависимости от наименования договоров, так и акты международных организаций обладают одинаковой юридической силой, если лежащее в их основе соглашение государств (или иных субъектов) выражает равнозначные интересы и потребности. Когда соглашение базируется на общих интересах и потребностях всех государств - участников договора либо когда это касается особо важного предмета регулирования, государства в результате взаимной договоренности придают соответствующим нормам особое юридическое значение.

Рассматривая вопрос об обратной силе закона применительно к подпункту 2) пункта 2 статьи 211 ТК ТС, предусматривающему прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин по истечении пяти лет в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры выпуска для внутреннего пользования с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, Суд пришел к выводу о том, что права и обязанности декларанта в рассматриваемом случае возникли из акта государственного органа Российской Федерации, основанного на соответствующей таможенно-тарифной политике и законодательстве российского государства. В момент условного ввоза вышеназванных товаров (автобусов) права и обязанности декларанта, вытекающие из административно-правового акта, были иными, чем те, которые возникли с принятием ТК ТС. Следовательно, пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом для внутреннего потребления до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться начиная с 1 июля 2010 года, а не с даты условного выпуска, так как иными были условия обязательственных правоотношений, т.е. возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные в статье 211 ТК ТС, не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.

Вышеизложенные позиции Суда Евразийского экономического сообщества, были приведены в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 417-О. Так, Конституционный Суд указал на то, что выводы Суда Евразийского экономического сообщества сохраняют свою силу и подлежат учету при применении п. 4 решения КТС № 728. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в данном Определении отметил, что сами по себе эти правовые позиции не могут служить основанием для отступления от содержащегося в ст. 17 (ч. 1) Конституции Российской Федерации требования признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина не только согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Таким образом, правоприменительная практика в отношении таможенной льготы по освобождению от уплаты таможенных платежей при ввозе товара иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал российского юридического лица позволяет сделать выводы:

1.      Условия применения льготы неотчуждаемы и напрямую связаны с тем лицом, которому предоставляется льгота. Данное освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется государством конкретному предприятию, и товар, поставленный с применением данной льготы, не может быть переадресован хозяйствующим субъектом третьим лицам.

2.      Использование товаров допускается исключительно в целях, в связи с которыми предоставлена соответствующая льгота. Целью предоставленной льготы по уплате таможенных платежей является формирование уставного капитала юридического лица. Товары, ввезенные в качестве вклада в уставный капитал, должны использоваться хозяйствующим субъектом, которому такая льгота предоставлена.

Савченко Дмитрий,

юрист таможенного холдинга "Группа ТАРГО".

Дата: 
6 Июль 2016