Дмитрий Савченко: О практике применения таможенными органами системы «зеленого коридора» для юридических лиц.

Портал "Группа ТАРГО"

 

На сегодняшний день, правом Евразийского экономического союза и таможенным законодательством Российской Федерации режим «зеленого коридора» для юридических лиц как правовая категория не урегулирован. В то же время, данный термин активно применяется таможенными органами в практической деятельности, в том числе для категорирования участников внешнеэкономической деятельности. Учитывая сложившуюся правоприменительную практику, режим «Зеленого коридора» можно определить как создание условий для ускорения прохождения совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную границу ЕАЭС и таможенном декларировании, результатом которого является сокращение временных затрат участников ВЭД и таможенных органов на совершение таможенных формальностей.

Таким образом, «зеленый коридор» для юридических лиц представляет собой определенную на национальном уровне совокупность упрощений при совершении таможенных формальностей при совершении таможенных операций: при ввозе товаров, заявлении таможенной процедуры, а также при таможенном контроле до выпуска товаров.

В настоящее время, для участников ВЭД, не обладающих статусом УЭО, режим «зеленого коридора» может выражаться в следующих видах, основанных на отраслевом и субъектно-ориентированном подходах.

1.   Распределение участников внешнеэкономической деятельности – производственных предприятий по категориям уровней риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (Приказ ФТС от 11 апреля 2016 года № 732 (ранее – Приказ ФТС от 4 февраля 2013 года № 202).

Внедрение данной системы основывалось на существовавшем уровне развития системы управления рисками. Рассматриваемый режим «зеленого коридора» предполагает отнесение, при соблюдении ряда условий, лиц, осуществляющих производственную деятельность, к категории низкого уровня риска и на этом основании минимизацию применения форм таможенного контроля.

Основанием для применения указанного режима является обращение участника ВЭД в ФТС России. На основании обращения должностными лицами таможенных органов осуществляется сбор и анализ информации о заявителе на предмет соответствия определенным критериям (всего 17 критериев).

Основными критериями, имеющими определяющее значение при принятии решения о применении режима «зеленого коридора», являются:

    основной вид деятельности организации – производственная; нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для производственных целей;

    уставный капитал - не менее 1 млн. руб. при условии, что доля чистых активов за год, предшествующий подаче обращения, составляет не менее 40% по отношению к валюте баланса, а в остальных случаях - уставный капитал не менее 10 млн. руб.;

    стоимость чистых активов - не менее 1 млн. руб; неприменение упрощенной системы налогообложения;

    в основном производстве задействовано не менее 50 человек;

    Срок осуществления ВЭД – более 1 года с даты декларирования первой товарной партии; количество выпущенных ДТ в течение года - не менее 50 штук;

    Высокий уровень добросовестности при осуществлении ВЭД: отсутствие не уплаченных в установленный срок сумм таможенных платежей, процентов, пеней; отсутствие неисполненных, в части уплаты административного штрафа, постановлений по делам об административных правонарушениях; организация не являлась фигурантом в качестве отправителя, получателя или декларанта товаров, по которым факт уклонения от уплаты таможенных платежей, совершенного в крупном или особо крупном размерах либо группой лиц по предварительному сговору, подтвержден вступившим в силу обвинительным приговором суда, постановленным по частям 1 или 2 статьи 194 Уголовного кодекса РФ; отсутствие фактов совершения сомнительных валютных операций, которые имеют необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта и легализации доходов, полученных преступным путем.

При положительном решении, к Заявителю применяются формы таможенного контроля, связанные обязательными к применению профилями рисков. При наличии информации о нарушениях Заявителем критериев для включения в «Зеленый коридор», ФТС отзывает ранее вынесенное решение.

2.   Категорирование участников ВЭД для целей использования СУР (приказ ФТС от 26.03.2013г. №589).

Рассматриваемый режим «зеленого коридора» предполагает отнесение ФТС России, по результатам ведомственного анализа, участников ВЭД, к различным категориям и применения, в связи с этим различных форм (совокупности форм) таможенного контроля.

Рассматриваемый режим предполагает перенос основного бремени таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров. В этом случае, фактический контроль (в первую очередь в форме таможенного досмотра) проводится в среднем в отношении 1 % от общего количества перемещаемых товарных партий. В результате, сокращается сроки таможенного декларирования и выпуска и, как следствие – сокращение издержек участников ВЭД.

Формирование перечня «добросовестных» участников ВЭД производится таможенными органами без обращений заинтересованных лиц, с использованием автоматизированных программных средств и в рамках системы управления рисками. Полученный список ежеквартально пересматривается автоматизированными программными средствами.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить 2 принципиальных отличия между вышеуказанными режимами:

1.   В первом случае, отнесение участника ВЭД к «зеленому сектору» возможно только отраслевому принципу, в заявительном порядке и только в том случае, если оно соответствует 17 условиям. Во втором случае, отнесение участника ВЭД к определенной категории риска проводится ФТС России в ведомственном порядке, без заявления участника ВЭД, на предмет соответствия 40-ка критериям.

2.   В первом случае нормативно определены формы упрощений, применяемые к участникам ВЭД, включенным в систему «зеленого коридора». Во втором случае, формы упрощений нормативно не определены.

Помимо указанных вариантов "зеленого коридора" государства - члены Союза продолжают двусторонние контакты с третьими странами на предмет различных упрощений перемещения товаров.

Так, в целях упрощения отдельных таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из Китайской Народной Республики, ФТС России издан приказ от 25.11.2014г. № 2289.

Данным приказом, в целях создания условий по содействию торговле между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, ускорения совершения таможенных операций и повышения эффективности таможенного контроля на основании информации о товарах, получаемой таможенными органами в соответствии с Протоколом между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики об организации экспериментального обмена информацией во взаимной торговле от 27 марта 2007 года, утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении отдельных таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из Китайской Народной Республики, в отношении которых осуществляется экспериментальный обмен информацией.

Указанной Инструкцией устанавливается неприменение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, при таможенном декларировании и выпуске товаров, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1.   При наличии информации о товарах, поступившей из Главного таможенного управления Китайской Народной Республики, в центральной базе данных ЕАИС ТО по номеру UCR (уникальный номер товарной партии (Unique consignment reference number), формируемый в соответствии с рекомендацией Совета таможенного сотрудничества об использовании единого справочного номера партии товаров для таможенных целей от 30 июня 2001 года);

2.   при отсутствии расхождений по результатам сверки сведений, заявленных в ДТ, с информацией о товарах, представленной Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики в рамках вышеуказанного Протокола;

3.   если необходимость применения указанных мер по минимизации рисков не предусмотрена указаниями выявленного целевого профиля риска (код вида профиля риска - "20"1), целевого правоохранительного профиля риска (код вида профиля риска - "21") и (или) обязательного к применению (код вида профиля риска - "55").

Кроме того, в России начался эксперимент по внедрению новой формы госконтроля — таможенного аудита для компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Хотя такая процедура нормативно в таможенном законодательстве ЕАЭС и законодательства России о таможенном деле не закреплена, возможность ее применения предусмотрена в стандарте 6.6 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (далее - Киотская конвенция), к которой Россия присоединилась в 2010 году. Согласно нормам Киотской конвенции таможенный аудит, является одним из инструментов таможенного администрирования и должен способствовать максимальному упрощению и ускорению таможенного контроля при условии сохранения его эффективности.

Следует отметить, что рынок аудита внешнеэкономической деятельности находится на этапе формирования. Для эффективных решений требуется знание многочисленных нюансов и тонкостей таможенного дела, а также практический опыт осуществления внешнеэкономической деятельности. Как следствие, в настоящее время подобные аудиторские услуги оказываются достаточно редко. Тем не менее, данное направление является перспективным для участников ВЭД, стремящихся к структурированию и оптимизации внешнеэкономической деятельности.

Савченко Дмитрий,

юрист таможенного холдинга "Группа ТАРГО".

 

Дата: 
23 Август 2016