Николай Зарубин: Почему таможенный представитель может в любой момент лишиться права заниматься своим делом
Авtобизнес
Минэкономразвития РФ, в рамках реализации программы Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», разработан и внесен в правительство проект ФЗ «О внесении изменений в статью 61 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
По мнению участников рынка, изменения ст. 61, содержащей условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей, назрели давно. Вопрос о необходимости этого неоднократно обсуждался представителями власти и деловых кругов.
юрист таможенного холдинга «Группа ТАРГО» Николай ЗАРУБИН.
О чем речь?
Все профессиональные участники рынка таможенных услуг хорошо знаю, что самым сложным
для соблюдения условием включения в реестр и сохранения в дальнейшем статуса
представителя является отсутствие фактов неоднократного привлечения к ответственности за
определенные виды нарушений таможенных правил в течение одного года.
Все дело в специфике деятельности таможенного представителя, которая зачастую не позволяет исключить возможность его привлечение к административной ответственности.
Приведем пример.
Так, одним из правонарушений является недостоверное декларирование или предоставление недостоверных сведений. Но таможенный представитель всегда предоставляет таможенному органу сведения, основываясь на информации, полученной от декларанта и, таким образом, они могут оказаться недостоверными исключительно по причине недобросовестности клиента таможенного представителя!
Кроме того, процесс совершения таможенных операций очень сложен, в нем участвует большое количество лиц, каждое из которых является источником определенной информации – производитель товара, поставщик, перевозчик, декларант. На этапе таможенного декларирования товара таможенный представитель обобщает данную информацию и на ее основе предоставляет определенные законом сведения таможенному органу. В ходе описанного процесса нередко возникают ошибки, которые в итоге могут привести к невольному заявлению таможенным представителем недостоверных сведений.
При этом, в соответствии с установленным действующим законодательством определением вины юридического лица, оно признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения законодательства, но им не были предприняты для этого все зависящие от него меры.
Исходя из данного определения и сложившейся правоприменительной практики, представитель может быть привлечен к административной ответственности, даже если недостоверные сведения были заявлены им таможенному органу неумышленно.
Таким образом, действующая на сегодняшний день норма ст. 61 Закона о таможенном регулировании делает правовое положение таможенного представителя неустойчивым: в любой момент он может лишиться права заниматься своей деятельностью.
Что имеем?
Такая ситуация приводит прежде всего к завышению цен на услуги таможенных представителей: они стремятся максимизировать прибыль в краткосрочной перспективе, не будучи уверенными, что в будущем смогут продолжить свою деятельность.
Кроме того, исключение из реестра в случае привлечения к административной ответственности создает ситуацию, при которой нарушается основополагающий правовой принцип, сформулированный еще римскими юристами: nemo debеt bis punire pro uno delicto (никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение). Получается, что таможенный представитель рискует быть наказанным в административном порядке (штрафа), а также - и одновременно – быть исключенным из реестра. Это, в сущности, можно расценить, как двойное наказание; при этом даже уплата административных штрафов за совершенные правонарушения не исключает возможности лишения права осуществлять деятельность таможенного представителя.
Наконец, нестабильность на рынке таможенных услуг не лучшим образом сказывается на их качестве и делает таможенного представителя в большой степени зависимым от таможенного органа.
Законопроект предусматривает внесение в ст. 61 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» изменений, в соответствии с которыми описанное выше условие будет отменено.
Что это даст?
Предлагается ввести в качестве условия получения и сохранения статуса таможенного представителя «отсутствие задолженности по уплате административных штрафов в сумме более 5% от общей суммы подлежащих уплате административных штрафов, назначенных юридическому лицу на основании вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.2, 16.3 КоАП России».
Данная формулировка, прежде всего, удачна тем, что устанавливает условие, выполнение которого зависит только от самого представителя. Представитель, как уже упоминалось, зачастую не может избежать привлечения к административной ответственности, однако недопущение задолженности по штрафам находится целиком и полностью в ведении организации, на которую такие штрафы наложены.
Устранение условия о необходимости отсутствия фактов привлечения к административной ответственности делает представителя независимым от возможных противоправных действий клиента, равно как и от невольно допущенных им ошибок, позволяет осуществлять долгосрочное планирование и разработку стратегии своего поведения на рынке таможенных услуг.
Позитивные последствия отмены рассмотренной в настоящей статье нормы права трудно переоценить. Уже сейчас, однако, можно прогнозировать, во-первых, рост уровня конкуренции на рынке таможенных услуг, во-вторых, повышение их качества и, в-третьих, повышение прозрачности данного рынка.