Николай Зарубин: Упрощение требований к уполномоченному экономическому оператору
Портал "Группа ТАРГО"
06.06.2014г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части совершенствования института уполномоченного экономического оператора».
Данный закон является примером продолжающегося совершенствования института уполномоченного экономического оператора в отечественном законодательстве.
Прежде всего, изменено само понятие уполномоченного экономического оператора, закрепленное в Законе о таможенном регулировании. УЭО по-прежнему может стать лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющее ввоз и вывоз товаров, однако при этом из ст. 85 Закона о таможенном регулировании исключено условие ввоза товаров именно для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности.
Законом также сокращен перечень документов и сведений, необходимых для получения статуса уполномоченного экономического оператора.
В частности, отменена обязанность по указанию (в заявлении о присвоении статуса уполномоченного экономического оператора) сведений об участниках организации-заявителя и о размере их доли в уставном капитале, сведений о членах совета директоров (наблюдательного совета), а также коллегиального органа управления, описания организационной структуры заявителя с указанием функций и назначения каждого подразделения. Отменено также и условие предоставлять сведения о руководителях структурных подразделений.
Еще более важной является отмена требования о предоставлении сведений о внешнеэкономической деятельности заявителя. Дело в том, что в состав таких сведений входили сведения о количестве поставок товаров в одном месяце (за период в год), а также количество внешнеторговых и иных договоров, заключенных заявителем при совершении всех внешнеэкономических сделок за последний год, и общая сумма всех договоров, а также цели ввоза товаров.
Представляется, что отмена обязанности по предоставлению такого большого объема информации упростит процедуру получения статуса уполномоченного экономического оператора.
Отменены также обязанности по предоставлению сведений о таможенных органах, в которых наиболее часто производились операции в течении года, об используемых заявителем видах транспорта, об иностранных контрагентах, включая наименование, место нахождения основной вид деятельности, о получаемых разрешительных документах, необходимых для соблюдения установленных ограничений ведения внешнеторговой деятельности, и о том, получаются они самостоятельно или с использованием посреднических услуг.
Не нужно теперь также предоставлять следующие документы: документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРЮЛ, документы, подтверждающие предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, копии таможенных документов, подтверждающих осуществление внешнеэкономической деятельности в течении одного года, и некоторые другие.
Существенным улучшением положения уполномоченного экономического оператора является и дополнение ст. 86 Закона о таможенном регулировании пунктом 13, в соответствии с которым выпуск товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, должен быть завершен в день регистрации декларации на товары, если декларация зарегистрирована за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, а в случае, если декларация зарегистрирована позже, не позднее 4 часов с момента начала работы.
Следует также обратить внимание на изменения редакции п. 8 ст. 90 Закона о таможенном регулировании.
Ранее в данном пункте были указаны основания отказа в принятии заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов: непредоставление запрошенных таможенным органом документов и сведений; наличие судимости за совершение экономических преступлений у руководителей юридического лица и сотрудников, занимающихся таможенными операциями, возбуждение в отношении лица, желающего стать УЭО процедуры банкротства; подача заявления о включении в реестр до истечения трех лет с момента исключения из реестра.
В действующей на данный момент редакции указанной нормы, установлено лишь одно основание для отказа в принятии заявления - непредоставление дополнительно запрошенных документов. В связи с этим, возникает вопрос относительно исполнения требования о невозможности подачи заявления о включении в реестр УЭО в течении трех лет после исключения из данного реестра. Норма п. 10 ст. 94 Закона о таможенном регулировании оставлена без изменений, а в соответствии с ней повторное заявление (в случае исключения из реестра) может быть подано по истечении трех лет со дня вступления в силу решения об исключении юридического лица из реестра УЭО.
Вместе с тем, как уже было указано, в соответствии с п. 8 ст. 90 Закона о таможенном регулировании, на данный момент существует одно основание для отказа в принятии заявления – непредоставление недостающих документов и сведений.
Данная норма усилена также п. 9 ст. 90, который гласит, что если отсутствуют основания для отказа, предусмотренные п. 8 ст. 90, то таможенный орган принимает заявление к рассмотрению.
При этом относительно отказа во включении в реестр в законе (п. 8 ст. 91) указано, что такой отказ возможен лишь в случае если заявитель не соответствует условиям, установленным ст. 39 ТК ТС и ст. 88 Закона о таможенном регулировании, однако обе данные статьи не содержат в качестве оснований для отказа подачу заявления лицом, исключенным из реестра.
Таким образом, в случае подачи заявления о включении в реестр недобросовестным участником ВЭД, исключенным из реестра, до того как истекли три года с момента исключения, представляется не совсем ясным, как в данном случае реагировать таможенному органу, если исходить из буквы закона – среди оснований для непринятия заявления или отказа нет данной ситуации.
Однако необходимо отметить, что в целом изменения в закон о таможенном регулировании представляются весьма значимыми для развития в России института уполномоченного экономического оператора, а предусмотренные данными изменениями сокращения перечня сведений и документов, необходимых для получения статуса УЭО, и новое преимущество (сокращенный срок выпуска товаров) могут являться серьезным стимулом для повышения у российских участников ВЭД интереса к получению статуса уполномоченного экономического оператора.
Юрист таможенного холдинга "Группа ТАРГО",
кандидат юридических наук Николай Зарубин.