Дмитрий Савченко: О наиболее распространённых схемах уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

Портал "Группа ТАРГО"

На официальном сайте ФТС России размещена информация о выявленных в 2018 году наиболее распространённых схемах уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.

Под первым номером приведено недостоверное заявление базы исчисления таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации. В качестве примера приведены действия проверяемых лиц, направленные на уклонение от уплаты таможенных пошлин, заключались в занижении таможенной стоимости товаров путем недостоверного заявления сведений либо невключения в структуру её формирования лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.

В приведённом перечне схем нет традиционных для правоприменительной практики направлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей на каналах экспорта леса и лесоматериалов, нефти и нефтепродуктов, водных биоресурсов и т.д., то есть категорий товаров, составляют значительную долю товарооборота России. При этом, основное внимание уделено вопросу включения лицензионных платежей («роялти») в таможенную стоимость товаров.

Многочисленные запросы клиентов ЗАО «Группа Тарго» свидетельствуют о правовой неопределённости при принятии решения о включении, либо невключении лицензионных платежей в таможенную стоимость. Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) предусмотрел, (п.п. 7 п. 1 ст. 40) что в таможенную стоимость должны включаться лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвёл или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включённом в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары. Практически каждая фраза в данной норме вызывает вопросы. По сравнению с соответствующей формулировкой в ранее действовавшем Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. (ред. от 23.04.2012г.) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», число вопросов лишь увеличилось. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» не содержит развёрнутых разъяснений по рассматриваемой ситуации. На сегодняшний день единственным официальным документом, содержащим конкретные правила  по добавлению лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров является Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016г. № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» (с дополнениями от 28.08.2018г.). Однако сложность вопроса оказалась настолько высока, что помимо собственно Положения потребовались примеры с описанием ситуаций, касающихся лицензионных платежей (оформлены Приложением к Положению). Такой казуальный характер Рекомендаций особенно сказывается в ситуациях, которые выходят за рамки примеров, описанных в Приложении к соглашению.

В этих условиях неудивительно, что таможенные органы предпочитают включать лицензионные платежи в таможенную стоимость товаров, используя формальные либо субъективно-оценочные доводы. Судебная практика по данной категории споров также складывается, в целом, в пользу таможенных органов. Ярким и показательным примером является известный спор ООО «Фоксконн РУС» против Пулковской таможни (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда №307-КГ15-14266 от 16 марта 2016 года по делу №А56-53020/2014), в котором Верховный суд сделал вывод, что ввезённые ООО «Фоксконн РУС» стикеры, являющиеся сертификатом подлинности операционного программного обеспечения Microsoft «по сути выполняют роль носителя объекта интеллектуальной собственности (программного обеспечения, товарного знака), за пользование которым общество уплачивает лицензионные платежи, и свидетельствуют об объёме использованных обществом объектов интеллектуальной собственности».

При таких обстоятельствах, участникам ВЭД придется учитывать неоднозначность критериев, которыми оперируют таможенные органы, в том числе в рамках судебных споров. Квалификация лицензионных платежей как подлежащих, либо не подлежащих включению в таможенную стоимость ввозимых товаров в каждом случае требует индивидуальной проработки. Применение шаблонных решений, либо игнорирование общих правил, приведённых в Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары создадут значительные правовые риски.

Отнесение ФТС России «действий проверяемых лиц, направленных на уклонение от уплаты таможенных пошлин, которые заключались в занижении таможенной стоимости товаров путём недостоверного заявления сведений либо невключения в структуру её формирования лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности» в категорию наиболее распространённых схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, т.е. преступления, предусмотренного ст. 194 Уголовного кодекса должно ориентировать участников ВЭД на тщательнейшую проработку положений внешнеторговых контрактов и лицензионных (либо аналогичных им) соглашений в целях минимизации не только рисков доначисления таможенных пошлин, налогов, но и возбуждения уголовного дела по факту уклонения от уплаты таможенных платежей.

Источник: http://www.customs.ru

 

Дата: 
1 Март 2019