Александр Котов: Официальный сайт таможенного представителя.

Портал "Группа ТАРГО"

Вступивший в силу федеральный закон от 03.08.2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - 289-ФЗ), содержит большое количество нововведений в сфере таможенного дела. Одним из положений, отсутствующим в ранее действующем федеральном законе о таможенном регулировании, стала часть 2 ст. 348 289-ФЗ, согласно которой, юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, обязано публиковать на своем официальном сайте в сети «Интернет» актуальную информацию о стоимости своих услуг при осуществлении деятельности в сфере таможенного дела. Установление данной дополнительной обязанности могло было бы помочь субъектам внешнеэкономической деятельности в выборе таможенного представителя, а также, в совокупности с другими факторами, способствовать развитию открытости и конкуренции в сфере оказания услуг такими организациями.

В силу части 3 ст. 348 289-ФЗ таможенные представители обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, об опубликовании стоимости своих услуг путем представления отчетности. Неисполнение рассматриваемой обязанности может являться основанием для привлечения таможенного представителя к административной ответственности, предусмотренной в статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Именно возможность привлечения к административной ответственности делает рассматриваемое нововведение крайне актуальным и представляющим большой интерес для всех юридических лиц, включенных в реестр таможенных представителей.

В настоящей статье будет рассмотрена одна из основных проблем приведенной нормы, а именно отсутствие в ней определения «официальный сайт», а, если быть точнее, признаков сайта, при наличии которых он является именно «официальным». Очевидно, что для исполнения обязанности по опубликованию определенной информации на официальном сайте, равно как и для привлечения к ответственности за отсутствие такой информации, необходимо четко понимать, где именно такая информация должна была быть опубликована.

Значение термина «официальный сайт» не находит свое отражение ни в 289-ФЗ, ни в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, ни в других международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования. В этой ситуации, согласно части 3 статьи 5 289-ФЗ, необходимо обратиться к иному законодательству Российской Федерации.

В пункте 13 статьи 2 федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», содержится определение понятия «сайт в сети Интернет», под которым понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет». Данное определение позволяет отграничить понятие «сайт» от других смежных понятий, но не содержит ответа на вопрос, какой сайт является официальным.

В действующем российском законодательстве есть также такие определения, как «официальный сайт государственного или муниципального органа» (Федеральный закон от 09.02.2009г. № 8-ФЗ, «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления») и «официальный сайт органа власти» (Закон г. Москвы от 31.03.2004г. № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы»). Примечательно, что данные понятия появились в российском законодательстве еще до появления самого определения термина «сайт в сети Интернет». Основные признаки, на основании которых такие сайты считаются официальными, это:

1.     Наличие закона или решения соответствующего органа власти, в соответствии с которым осуществляется опубликование той или иной информации на сайте.

2.     Наличие в законе или решении доменного имени официального сайта соответствующего органа власти.

3.     Сайт содержит информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления.

4.     Права на доменное имя сайта принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Представляется, что ввиду специфики указанных выше признаков, прямая аналогия для официальных сайтов организаций здесь невозможна.

В российском законодательстве также упоминаются следующие понятия:

      «Сайт медицинской организации» - в п. 11 «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»;

      «Официальный сайт аккредитованной организации» - в статье 1244 Гражданского кодекса РФ;

      «Официальный сайт образовательной организации» - в статье 29 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Данный список не является исчерпывающим. Общей проблемой приведенных норм является отсутствие самого определения «официальный сайт», «сайт организации». Таким образом, законодательное определение понятия «официального сайта» существует только в отношении государственных и муниципальных органов.

Термин «официальный сайт юридического лица» в настоящее время является широко используемым. «Официальность» в данном случае, прежде всего, предполагает принадлежность сайта определенной организации, а также гарантирует для потенциальных клиентов и просто посетителей сайта актуальность размещенной на нем информации. Тем не менее, представляется, что общеупотребимость и понятность этого термина для большинства людей не являются достаточными основаниями для отсутствия нормативного закрепления его значения, так как он упоминается, в большинстве случаев, в контексте императивных норм, обязывающих организации размещать ту или иную информацию на своих официальных сайтах, а также возможности привлечения к ответственности в случае неисполнения указанной обязанности.

Для понимания практического характера возможных проблем, вызванных отсутствием нормативного закрепления термина «официальный сайт» для юридических лиц и с которыми могут столкнуться таможенные представители, рассмотрим следующие ситуации:

Ситуация 1. Таможенный представитель имеет несколько сайтов в сети «Интернет».

В качестве примера можно привести таможенный холдинг «Группа Тарго», который имеет два сайта в сети «Интернет» - www.targo.ru и www.targogroup.ru. На обоих сайтах размещена информация о таможенном представителе ЗАО «Группа Тарго», и об услугах в сфере таможенного дела, оказываемых этой организацией. Оба доменных имени сайтов имеют сходство с названием самой организации, а также зарегистрированным товарным знаком, которым она владеет. В то же время, на сайтах размещен разный объем информации об организации, указаны, в том числе, разные виды услуг, оказываемые таможенным представителем. В связи с этим возникает вопрос - какой из них является «официальным сайтом»? Может ли отсутствие информации о стоимости услуг на хотя бы одном из них, являться фактом неисполнением обязанности, предусмотренной в части 4 ст. 346 289-ФЗ? Без нормативного закрепления соответствующих признаков «официального сайта» ответы на эти вопросы будут носить субъективный характер.

Ситуация 2. Таможенный представитель не имеет свой сайт в сети «Интернет».

В настоящее время такая ситуация является достаточно нечастой, но, тем не менее, обязанность у таможенного представителя иметь сайт в сети «Интернет» отсутствует. В то же время, рассматриваемая статья 289-ФЗ, фактически предполагает наличие сайта у всех организаций, включенных в реестр таможенных представителей. В то же время, без установления императивной обязанности по наличию у таможенных представителей официального сайта в сети «Интернет», обязывать размещать на нем какую бы то ни было информацию, выглядит как минимум нелогичным, а фактически, нарушающим права и законные интересы таких организаций.

Согласно проекту приказа ФТС России «Об утверждении формы отчета и порядка и сроков предоставления отчетности таможенным представителем» (по состоянию на 28.09.2018г.), в форме отчета необходимо будет указывать «адрес официального сайта таможенного представителя в сети Интернет» и «дату официального опубликования на сайте таможенного представителя в сети Интернет» информации о стоимости его услуг при осуществлении деятельности в сфере таможенного дела. Таким образом, «официальным сайтом юридического лица, включенного в реестр таможенных представителей» фактически будет являться сайт, который был указан самим таможенным представителем в качестве официального. Тем не менее, это не разрешит всех проблем как минимум в связи со следующим:

1. Вопрос с ситуацией, когда у таможенного представителя вообще нет сайта, так и останется открытым.

2. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного в статье 16.15 КоАП РФ, может являться не только непредставление отчетности, но и представление отчетности, содержащей недостоверные сведения. Будет ли указание в соответствующей графе формы отчетности таможенного представителя сайта, который, например, не принадлежит таможенному представителю, не содержит никаких реквизитов, контактов и любых иных данных об организации помимо, собственно, информации о стоимости услуг, основанием для привлечения таможенного представителя к административной ответственности? Ведь с обывательской точки зрения назвать такой сайт «официальным сайтом организации» нельзя. А вопрос, можно ли сделать это с юридической точки зрения, остается открытым ввиду отсутствия нормативного обоснования.

Таким образом, на рассматриваемых примерах можно убедиться, что отсутствие закрепления термина «официальный сайт организации» как минимум может являться причиной появления спорных ситуаций, а также привлечения к административной ответственности добросовестных организаций, чье субъективное представление об «официальности» своего сайта может не совпасть с субъективными представлениями органов государственной власти.

До момента появления официальных разъяснений государственных органов, выработки судебной практики высших судов и/или нормативного закрепления терминов, рассматриваемых в настоящей статье, можем предложить организациям, имеющим сайт в сети «Интернет» и рассматривающим его в качестве «официального», разместить информацию об этом непосредственно на своем сайте. Пример формулировки можно посмотреть на сайте ЗАО «Группа Тарго» по ссылке – http://www.targo.ru/

Можно предположить, что с дальнейшим информатизацией общества, появится необходимость  в указании официального сайта всех организаций непосредственно в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Это не только позволило бы исключить споры об «официальности» сайта, но и предупредить возможное мошенничество, распространение сайтов «двойников», а также помочь участникам гражданских правоотношений в выборе и поиске информации о контрагенте. Представляется, что для реализации данной идеи необходимо будет установить минимальные требования для внесения таких сведений в ЕГРЮЛ (например, представление договора о создании сайта), а также предоставить организациям возможность оперативного изменения и добавления таких сведений в реестр.

Что касается таможенных представителей, то в случае, если законодатель считает обязательным для таких организаций иметь свой сайт в сети «Интернет», необходимо установить это в качестве обязанности таможенного представителя в соответствующей статье 289-ФЗ. Дополнительно к этому, можно установить обязанность по указанию официального сайта непосредственно в заявлении на включение в реестр таможенных представителей при условии выполнения указанных выше минимальных требований, позволяющих убедиться в принадлежности сайта определенной организации. Это поможет не только разрешить большинство проблемных вопросов, но и станет еще одним шагом в информатизации таможенной сферы.

Котов Александр, юрист

таможенного холдинга «Группа ТАРГО».

 

Дата: 
11 Декабрь 2018